Проблемы видеомонтажа под LINUX


В наше время видеомонтаж приблизился к пользователю на расстояние вытянутой руки. Ежели есть бытовая видеокамера, то само собой разумеется, снятое на нее так и хочется смонтажировать, придать видео более-менее смотрибельный вид.

Давайте посмотрим, какие средства предлагает Linux для рядовых пользователей и тех, кто монтажирует кино, пусть даже любительское. Вначале пару слов о терминологии. Есть монтаж линейный и нелинейный. Линейный - это когда вы фрагменты видео располагается на одной и той же дорожке, один за другим. А в нелинейном монтаже у вас дорожек много, и фрагменты могут находиться на них в произвольном порядке.

Для линейного монтажа видео формата DV подходит Kino. На этом мы закроем тему линейного монтажа, поскольку Kino хорошо работает и выполняет те функции, которые от него требуются. Это, можно сказать, аналог Movie Maker от Microsoft. Если вам хватает его возможностей, то о нелинейном монтаже можно не задумываться. Интересно, что в документации Kino именуется программой нелинейного монтажа, хотя это не так. В Kino вы можете ставить видеофрагменты один за другим, а также применять к ним эффекты и переходы. По сути, примерно такой метод монтажа использовался во времена немого кинематографа. Работа со звуком в Kino ограничивается обработкой того звука, который находится в видеофрагментах. То есть вы не можете даже поставить фоновую музыку - для этого нужна вторая дорожка, а ее в Kino просто нет. Нужен нелинейный монтаж.

http://www.gorodfm.ru/myimage.php?img=http://www.gorodfm.ru/blog/wp-content/myfotos/videomontaj/kino.jpg


Монтаж нелинейный используется в как при монтаже фильмов, так и телепередач. Профессиональные студии выполняют такой монтаж на железе и софте Avid, либо используют обычные платформы Windows или Mac. В Mac для монтажа чаще используется Final Cut, под Windows - Adobe Premiere Pro, тот же Avid (если нужное “железо” есть), Vegas и другие.

Под Linux наиболее развитой подобной программой можно считать Cinelerra. У меня двойственное отношение к этому продукту. С одной стороны, в Cinelerra реализован мощнейший движок нелинейного монтажа - фактически неограниченное количество дорожек, автоматизация эффектов (изменение их параметров в динамике, с ходом течения времени), полноценная работа с масками, которой пользователи Premiere Pro могут только завидовать. Кроме того, в Cinelerra встроены кодеки и MPEG2. Это важно. Да и прочие кодеки идут в комплекте с Cinelerra. Фактически, те подходы к работе, которые Adobe предоставляет в двух продуктах - Premiere Pro и After Effects (монтаж и “композитинг”), разработчики Cinelerra дают в одном пакете.

http://www.gorodfm.ru/myimage.php?img=http://www.gorodfm.ru/blog/wp-content/myfotos/videomontaj/cinelerra.jpg


Но есть обратная сторона медали. Вернее, даже несколько обратных сторон, выражаясь образно. Первая - распространение Cinelerra. Раньше разработчики выкладывали исходники и бинарники. Бинарники были собраны нормально, а исходники зачастую собирались с геморроем. Да-да, зависимости. Требуют удовлетворения. Я лично собирал CVS-версию и хочу заметить, что занятие это не самое приятное.

Но бинарники были хороши. Нынче же политика разработчиков иная. Только исходники. В итоге кто хочет - собирает, а кто не хочет - ищет пакеты под свой дистрибутив. Именно ищет. Ибо многие большие дистрибутивы (например, Mandriva) не включают Cinelerra в комплект поставки. В ту же Mandriva она не попала, поскольку содержит в себе MP3-кодек. Напомню, что если вы продаете софт, который умеет кодировать звук в MP3 (не ИЗ MP3, а В), то должны платить патентные отчисления.

Но это не такая уж беда - кому надо, тот найдет. Вопрос в другом - пригодна ли сама Cinelerra для сложного монтажа и вообще для работы?

Прошлым летом я монтажировал в ней свой пластилиновый мультфильм. Это была Cinelerra старой ветки. Программа периодически вылетала - я привык. Когда Cinelerra переставала загружать свои же файлы, я правил эти файлы вручную - благо, XML - понятный формат. И она начинала их снова понимать. И я смонтажировал мультик. Однако. Звук я склеивал в Cubase. А следующую свою работу - уже относительно короткометражный фильм - монтажировал уже под Windows, в Premiere Pro. Почему?

Дело не в странности методов монтажных работ в Cinelerra. А они действительно странные. Пример. Есть дорожка, и на ней расположен фрагмент видео. Или звука. Я хочу передвинуть этот фрагмент в другое место - скажем, немножко вправо.

В Premiere Pro, Main Actor, Vegas, Chrome - я беру этот фрагмент мышью и тащу его. Что может быть проще? В Cinelerra надо действовать иначе. Вначале следует заблокировать редактирование всех дорожек, кроме той, на коей расположен фрагмент, который я хочу переместить. Затем надо поставить два маркера, дабы они ограничили область, в которую я помещу ПУСТОЕ МЕСТО на дорожку (Edit - Paste silence). Помещая это ПУСТОЕ МЕСТО, я сдвигаю фрагмент, расположенный непосредственно за правым маркером, на время/расстояние, равное пространству между маркерами.

Есть две версии Cinelerra - официальная и версия сообщества, именуемая иначе CVS-версией. Так вот, в последней был принят патч, который позволяет перемещать фрагмент мышью. Но и там есть свои оговорки. А в официальной версии такого технологического чуда нет - не принимают патч, и всё тут!

Но основная беда, мешающая Cinelerra стать реально действующим инструментом для относительно сложных монтажных работ - это штука, не относящаяся непосредственно к монтажу. Речь идет о виртуальном хранилище данных.

Вот у нас есть фильм, мы его монтажируем. У нас в наличии - уйма видеофрагментов (клипов), сэмплы, статичные изображения, титры и так далее. В том же Premiere Pro я могу хранить все это, аккуратно рассортировав по виртуальным папкам. Вот тут у меня - видео из такой-то сцены. А тут - отрендеренные 3D-эффекты на ядовито-зеленом фоне. Десятки папок, которые имеют осмысленные названия. Я в любой момент знаю, где искать нужные мне материалы. А что Cinelerra?

В ней есть окно Resources, где в одной куче, а именно - в разделе Media - свалены все импортированные объекты - видеофрагменты, звуки, картинки. А полнометражный фильм, в котором уйма дублей - это около десятка тысяч фрагментов видео. Без распределения их по папкам нереально что-либо монтажировать. Вы целый день будете только один какой-нибудь фрагмент искать. Конечно, можно придумать систему именования файлов, например, все файлы такой-то сцены начинать так-то, но всё равно - на прокрутку внутри окна Resources у вас пройдет чертовски много времени.

Мне возразят - вот возьми и добавь поддержку виртуальных папок для Media. Код-то открыт. Я тоже возражу. Это надо менять формат файла. И тогда он не будет совместим с оригинальным.

Получается как? Движок у Cinelerra очень мощный, но интерфейс и всяческие дополнительные функции развиты слабо. Например, только сравнительно недавно появилось автоматическое индексирование MPEG2-файлов при импорте. Раньше вы должны были создавать на основе MPEG2-файлов индексные файлы и именно их, а не сами MPEG’и, импортировать в проект.

На текущий момент я вижу для Cinelerra следующие области применения. Монтаж рекламных роликов и видеоклипов. Да, удобно - потому что используется не так уж много материалов. Далее, мультфильмы на основе тьмы-тьмущей кадров в виде статичных изображений. Здесь Cinelerra дает фору Premiere, потому что в Cinelerra очень удобно работать с массивами статичных изображений. А для пущего удобства советую вам скачать утилиту, которую я написал специально в дополнение к Cinelerra - это SevenGnomes. Собственно, писалась эта утилита в рамках моего проекта по созданию пластилинового мультика, а потом стала пользоваться спросом у пользователей Cinelerra.

Конечно, если напрячься, то можно смонтажировать в Cinelerra и полнометражный фильм, но - повторяю - это потребует титанических усилий даже не из-за приемов монтажа в Cinelerra, а из-за представления в ней исходных материалов.

Теперь о теме, которой я коснулся лишь вскользь. Звуковая дорожка. Очень здорово, что в Cinelerra можно монтажировать звук. Ее функции по монтажу звука и видео развиты в равной мере. Но к сожалению, поддержкой видео не могут похвастаться специализированные программы для создания музыки и сведения звуковых дорожек.

Под Windows, например, практически любой секвенсер или цифровая аудиостудия вроде Sonar, Nuendo, Cubase SX, Acid, Audition, да что там говорить - даже волновой редактор SoundForge - обладает возможностью воспроизводить вместе со звуков еще и видео. Есть видеодорожка, с ней можно синхронизировать звук, над которым работаешь.

Теперь Linux. Наш ответ Cubase - Muse и Rosengarden - где видеодорожки? Нет. Audacity - нет. Ardour - нет. Да, я могу писать музыку в Muse, могу писать ее в трекерах, могу рендерить это всё в WAV и добавлять в проект в Cinelerra. Но если мне нужно писать музыку под конкретные события, происходящие в видеозаписи? Мне удобнее сделать это в том же Muse. Да в Muse и с сэмплами работать проще. Взял сэмпл, да перетащил его на дорожке, куда надо. Мне не нужно, чтобы Muse или Audacity умел экспортировать весь проект в видеофайл. Мне нужна одна-единственная видеодорожка, чтобы я мог синхронизировать с ней звуки.

Muse - не Cubase, это программы двух разных весовых категорий. Но в Muse можно и музыку писать, и звуковые дорожки сводить. Однако монтажировать в нем звуковую дорожку к фильму - традиционным образом невозможно, разве что исхитряться, запуская через Jack-сервер утилиту xjadeo, которая может воспроизводить видео синхронно с какой-нибудь другой программой, тем же Muse или Rosengarden. Но это вам придется загружать видеофайл отдельно в xjadeo.

Итоги. В этой статье я многие темы вообще не поднимал. Например тему коммерческого видеомонтажного софта под Linux. Вот есть Main Actor - можно сказать, пакет нелинейного видеомонтажа бытового уровня, весьма добротный продукт. Есть еще один продукт по теме - эзотерический Lives, причем он относится, как и Cinelerra, к свободному ПО. Я в нем не разбирался, поэтому ничего сказать о нем не могу, кроме того, что интерфейс Cinelerra гораздо более привычный, а кроме того, Lives умеет работать лишь с форматами, которые поддерживает Mencoder. А у последнего есть слабое место - он не умеет кодировать звук в MPEG2. Напомню, что в DVD можно использовать звук только двух форматов - MPEG2 и PCM, причем PCM - лишь в том случае, если видео в формате PAL. Да и не всегда PCM подходит из-за размера - все-таки несжатое видео.

Покамест, мое видение нелинейного видеомонтажа в Linux таково - большие и сложные проекты монтажировать реально не получится. Теоретически можно, практически нет. Препятствия к этому изложены на протяжении статьи.

Перспективы. Если речь идет о Свободном ПО, то оно будет медленно, но верно идти своей дорогой и максимум лет через пять мы сможем спокойно монтажировать большие объемы видео и звука. О коммерческим ПО - тут слишком много факторов, чтобы делать предположения.

Автор: Петр Семилетов.


Категория: Видео монтаж | Добавил: asv_nix (05.04.2008)
Просмотров: 6244 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 1
1 Lenin  
0
Моё мнение простое. Опен сурс помрёт смертью храбрых, а комерческий софт мигрирует на Мак.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
close