С развитием бытовой техники видеомонтаж приблизился к людям, перестал быть делом исключительно творцов кино и работников телевидения. Если у человека есть камера и он снял множество материалов, то рано или поздно возникнет необходимость все это смонтировать, чтобы показывать зрителям в удобоваримом виде. Но такой монтаж – например, фильма о турпоходе – относительно прост, и программное обеспечение, в котором его можно выполнить, тоже относительно простое. Однако, существует необходимость и в профессиональном ПО для монтажа. Необходимость эту испытывают как профессионалы, так и любители, снимающие собственные фильмы, в основном, игровые короткометражки и документальное кино. Исторически сложилось так, что видеомонтаж на обычных персональных компьютерах дал сильный крен в сторону операционных систем Windows и Mac OS. Существует большое количество как ПО начального, так и профессионального уровня – Adobe Premiere Pro, Vegas, Final Cut, продукция от Avid и других компаний. Наряду с монтажными продуктами существует также особое ПО для «композитинга», то есть составления. Этот процесс неразрывно связан с монтированием сложных кадров. Многие функции составления можно встретить в программах для монтирования. Хорошим примером специального ПО для композитинга служит Adobe After Effects. Состыковка двух кадров – дело монтажное, а вот чтобы поместить в пустой иллюминатор нужную вам последовательность видео, потребуется составление. Windows и Mac – это хорошо, но как быть тем, кто в Linux? Конечно, пословица «тише едешь – дальше будешь» настраивает нас на оптимистическое видение светлого будущего, но что мы имеем сейчас? В плане видеомонтажа – не так уж много. Пусть вас не сбивают с толку частые сведения о том, что Linux вовсю используется в процессе кинопроизводства. Это действительно так, однако, не в монтажном деле. Рендеринг трехмерной графики, обеспечение рабочего потока – да, и Голливуд, и Россия активно использует в этом деле Linux. Но когда дело доходит до монтажа – все быстренько пересаживаются на Avid, Premiere и тому подобное. Нежели Linux ничего не может им противопоставить? Давайте разберемся. Для монтажа базового уровня, когда не требуется особых изысков, подойдет Kino ([1]). Но у Kino есть существенный недостаток, делающий эту программу непригодной для монтирования сложных фильмов или клипов. В Kino пользователю доступна лишь одна дорожка. На этой дорожке может быть помещено только видео в формате DV (со звуком, разумеется). Дополнительных дорожек ни для видео, ни для звука Kino не предоставляет, и это существенно сужает область его применения. Например, существует эффект Keying, он же «ключевой цвет» (chroma key, color key и тому подобное). Допустим, у нас есть два кадра – один фоновый, скажем, пейзаж, а другой кадр содержит в себе объект (например, человека), снятого на однородном фоне, чаще всего ярко-синем или салатовом. Поставив эти два кадра один над другим (на отдельных дорожках) и автоматически устранив (с помощью эффекта) однородный фон второго кадра, мы как бы поместим человека на фоне пейзажа, который находится на первом кадре. Такой эффект часто используют на телевидении в прогнозах погоды или новостях. Как видите, для профессионального монтажа нужно многофункциональное ПО. Что из этой области нам может предложить рынок Linux? Есть коммерческий Main Concept MainActor ([2]), однако он, на мой взгляд, более подходит все-таки для монтирования домашнего видео, хотя ряд функций у MainActor просто замечательны – это и набор эффектов, включая погодные, и встроенный MPEG2-кодек. MPEG2-кодек весьма важен для подобных программ, поскольку именно этот тип сжатия используется в DVD. Если программа не умеет выводить результаты своей работы в MPEG2, то сделать кино на DVD получится разве что выводом видео в несжатое AVI (ой как много места!) с последующим его «пережатием» в тот же MPEG2, но уже в какой-нибудь другой программе. Компания Main Concept как раз известна своими отменного качества мультимедийными кодеками, поэтому неудивительно, что в MainActor есть поддержка MPEG2 и захват DV-видео. Говоря о нелинейном монтаже в Linux, вспоминают обычно Lives ([3]) и Cinelerra. Я мало работал с Lives, поэтому не могу сложить о нем мнение, однако эзотерическая архитектура этой программы наводит на мысль – а нельзя ли хотя бы интерфейс приблизить к простым смертным? Другой продукт – Cinelerra, намного известнее и, хотя его интерфейс тоже не сахар, он более понятный. Золушка видеомонтажаКажется, я понимаю, почему название программы созвучно с Cinderella. За неказистым внешним видом скрыты большие возможности. Впервые я столкнулся с Cinelerra летом 2005 года, когда мы с друзьями решили снимать короткометражки и видеоклипы на обычный цифровой фотоаппарат. Есть, кстати, такая мода. И снимают ведь! К счастью, позже мы стали снимать на видеокамеру, однако о начальных условия задачи я вам сообщил. Задачи надо решать. Для этого я выполнил, как я это называю, «разработку технологии» – то есть тестовый проект, чтобы посмотреть, получится ли что-нибудь вообще. Я задумал снять пластилиновый мультфильм, который включал бы в себя покадровую (тут кадр – в смысле статичного изображения) анимацию и живое видео. Имея склонность к свободному ПО, я избрал в качестве инструмента Cinelerra, тогда еще линейки 1.х. Попутно я осваивал монтажное ПО и для Windows, но оказалось, что с большими массивами статичных кадров лучше всего работать именно в Cinelerra. В Cinelerra вы можете объединять такие массивы в последовательности в виде индексных файлов (по сути, это список имен файлов, плюс некоторые параметры – частота кадров и так далее). Загружая индексный файл, вы получаете в Cinelerra готовый видеофрагмент, на самом деле состоящий из множества статичных элементов. Для пущего удобства я написал для некоторых присущих созданию мультфильмов операций утилиту Seven Gnomes (www.roxton.kiev.ua/sevengnomes. html), которая стала популярна среди сообщества Cinelerra. В то время Cinelerra распространялась в виде бинарного пакета (работающего на большинстве дистрибутивов), и в исходных текстах, которых решались собирать редкие энтузиасты. Нынче разработчики Cinelerra предоставляют на своем сайте ([4]) только исходный код. Существуют одновременно две версии Cinelerra. Одну разраба тывает коллектив Heroine Virtual Ltd. «Heroine» – это не «героин», а «героиня», поэтому на логотипе Cinelerra можно видеть схематичное изображение этой самой героини. Другая версия Cinelerra – плод совместного труда сообщества Cinelerra ([5]). Эту версию называют Cinelerra CV (Community Version). Между версиями идет обмен исходным кодом. Эта статья написана исходя из опыта работы с версиями линеек 1.х и 2.х от Heroine Virtual Ltd. Прежде чем начать разговор о том, как работать с Cinelerra, давай те поглядим, на что она способна и какие ресурсы ей требуются. Программы видеомонтажа всегда были одними из самых требователь- ных к быстродействию компьютера. Особое значение тут имеют три фактора – скорость работы процессора, объем оперативной памяти и свободное дисковое пространство. О быстром жестком диске со вклю- ченным режимом DMA я даже не упоминаю. Разработчики Cinelerra советуют работать с их продуктом на 64- битных дистрибутивах – соответственно с 64-битным процессором. На нем Cinelerra ведет себя более стабильно. Еще разработчики рекомен дуют двойное ядро. И памяти эдак гигабайта 4. На самом же деле Cinelerra довольно демократична в том, что каса ется оборудования. Можно работать и с 512 мегабайтами памяти, и с процессором – какой есть. В отличии от, допустим, Adobe Premiere Pro, которому нужен CPU обязательно с поддержкой SSE2. Фактически, на качество результатов работы в Cinelerra вычислительная мощность вашего компьютера не влияет. Она влияет на работу программы в целом и на отображение эффектов в реальном времени. Но, опять же, если какие-то эффекты при просмотре у вас «тормозят», то при рендеринге фильма всё будет в порядке. Рендеринг – это сведение всех смонтированных материалов в еди ное целое, в файл нужного вам формата. Какие форматы видео под держивает Cinelerra для экспорта данных? Выбор широк – DV, MPEG1 (Video CD), MPEG2 (DVD), Open EXR (формат Lucasfilm), несжатое видео (с альфа-каналом), последовательность изображений (тоже с альфа-каналом), MPEG4 и другие. Cinelerra может экспортировать и звук, отдельно от видео. Говоря о рендеринге, нельзя обойти вниманием любопытную особенность Cinelerra – возможность распределенных вычислений, рендеринга по локальной сети. Что быстрее – когда фильм просчитывается на одной машине или в кластере? Вопрос риторический. В состав Cinelerra входит большой набор эффектов как для видео, так и для звука. Подробно останавливаться на этом не буду – эффекты интересно пробовать, а не рассказывать о них. Отмечу лишь ряд особенностей, касающихся эффектов. Поддерживается автоматизация параметров эффектов. То есть, вы можете изменять значения параметров на протяжении времени, и изменения будут сохранены в проекте. Управление этой автоматизаци ей не столь удобное, как в Adobe Premiere Pro, но все-таки оно есть и свои функции выполняет исправно. Окно одного из эффектов. Все параметры можно автоматизировать. Далее, имеется полный комплект де-факто стандартных эффектов как для видео, как и для звука. Для звука это и ревербератор, и задержка, компрессор, эквалайзер, реверс, сдвиг питча и многое другое. Реализована также поддержка подключаемых модулей формата LADSPA. Что до видео, то здесь Cinelerra может порадовать нас такими эффектами, как размытие (всех сортов), chroma key, устранение шума, настройка яркости/контраста и цветовых параметров, разные декоративные штуки вроде эффекта старой пленки, живописи маслом и прочее, прочее, прочее. Эффектов-переходов (transitions) маловато – только стандартные. Впрочем, использование нестандартных – дело вкуса. Если вы обращали внимание, в кино кадры либо стыкуются вплотную, либо – иногда – используются переходы, такие как растворение или затемнение. В рекламе и клипах спектр переходов, конечно, более широк. Но можно ведь делать переходы и вручную, с помощью двух дорожек и взаимо действия между ними. Реализован движок титров, с поддержкой русского языка. Правда, в окне редактирования титры отображаются «крякозяблами», а вот на экране получаются нормально. Конечно, в Premiere Pro механизм титров более развит, но и в Cinelerra хорош – титры могут отбрасывать тень, двигаться в различных направлениях с разной скоростью. Есть функции выравнивания текста, установки цвета. Для простых титров этого вполне хватит, а для сложных все равно используется совсем другие программы. Cinelerra работает с проектами в цветовых моделях RGB/A (8 битный цвет), RBG/A с плавающей точкой (32-битный цвет), а также YUV/A (8 бит). Поддерживается практически любое разрешение, соотношение сторон и частота кадров. Звук – максимум: 16 каналов, 192 КГц, 24 бита при внутренней 64-битной обработке. А это вполне профессио нальный уровень. Теперь, когда мы ознакомились с рабочими характеристиками Cinelerra, можно опробовать программу в действии, но предварительно давайте поглядим на ее интерфейс. ИнтерфейсИнтерфейс Cinelerra построен на оригинальном наборе виджетов. Это не GTK и не Qt, хотя ничего нового для себя вы не откроете – те же кнопки, ползунки, списки. Однако интерфейс Cinelerra часто подвергается критике. Разработчики придерживаются своего видения построения интерфейса, поэтому на то, чтобы привыкнуть к интерфейсу героини нашей статьи, потребуется какое-то время. Я не говорю об отсутствии привычных панелей инструментов или о стандартном расположении элементов меню – это все декоративное, ни одна программа не обязана следовать документам вроде Gnome HIG (советы по пос- троению пользовательского интерфейса, частью толковые). Но сами приемы монтирования в Cinelerra порой отличаются от большинства современных программ видеомонтажа. Но об этом позже. У Cinelerra есть четыре основных окна, с которыми пользователь работает чаще всего. Это Timeline (Program), Viewer, Compositor и Resources.
Timeline (временная шкала, «монтажный стол») – окно с дорожками, на которых вы располагаете кадры и подгоняете их друг к другу, то есть монтируете. Количество дорожек для звука и видео не ограниченно. Дорожки можно перемещать вертикально. Каждая дорожка име ет режим наложения на другую дорожку (как в Adobe After Effects). Помимо видео и звуковых данных, на дорожке также находятся клю чевые кадры и огибающие Проектора и Камеры. Что же такое ключевые кадры? Ключевой кадр – это, грубо говоря, набор параметров некоего эффекта в отдельной временной точке. Например, у нас есть эффект настройки контраста. И мы хотим плавно повышать контрастность от точки А до точки Б. Для этого создаются два ключевых кадра, в точке А и точке Б, и в каждой из них мы настраиваем эффект по-разному. А Cinelerra сделает все промежуточные изменения контрастности между этими двумя заданными точками. О Проекторе и Камере мы поговорим ниже, когда речь зайдет об окне Compositor, пока же скажу, что огибающие Проектора и Камеры служат для точного визуального управления этими средствами. Еще одна важная особенность окна Timeline – отсюда вы можете копировать части проекта или весь проект в другой проект, открытый во второй копии Cinelerra. Из известных мне продуктов для нелинейно го монтажа на такое способен только Vegas.
Окно Viewer – здесь вы просматриваете выбранный для вставки на временную шкалу материал. Кроме того, в этом окне можно выделить фрагмент и поместить его в нужное место монтируемого проекта. Во Viewer’е вы можете ставить метки и быстро перемещаться между ними, и разумеется свободно «перематывать» видео.
Compositor. Это окно сочетает в себе две функции. Во-первых, сюда выводится результат вашего монтажа. Иными словами, в Compositor’е отображается то, что вы монтируете в Timeline, но в том виде, в каком увидит фильм зритель. Во-вторых, в Compositor’е мы (помимо огиба ющих на временной шкале) управляем Камерой и Проектором. На них следует остановиться подробнее. Если в Adobe Premiere Pro, чтобы переместить или отмасштабировать объект, мы изменяем пространственные свойства самого объекта, то в Cinelerra для достижения той же цели мы используем Камеру и Проектор. Настройки Проектора влияют на то, в каком мес те экрана будет выведен кадр. Задействованы все три координаты – X, Y, Z (глубина). Камера же влияет на то, как расположен кадр внутри Проектора. Допустим, у нас есть длинный статичный кадр с неким пейзажем. Весь этот пейзаж не помещается на экране и мы хотим плавно пано рамировать пейзаж. В Premiere Pro мы бы смещали в сторону картин ку с пейзажем. А в Cinelerra мы смещаем в сторону Камеру, как бы снимая ею нужные участки обрабатываемой картинки. Обратите вни мание на крайнюю слева кнопку с изображением ключика. Она вклю чает и выключает создание ключевых кадров. Если она включена, то все движения камеры и проектора будут «записаны» в динамике, на протяжении времени. В том же окне – управление областью ограничения вывода (Crop) и маска. Кстати, многие инструменты окна Compositor имеют пара метры, увидеть которые можно, нажав кнопку со знаком вопроса. Маска имеет два режима, один из которых, фактически, заменяет собой функцию Crop. Маска может либо ограничивать некую область изображения (а всё, что вне этой области делать прозрачным), либо наоборот, «прорезать» в картинке прозрачную дырку. Первый режим называется Multiply alpha, второй – Subtract alpha. Границы маски могут быть размытыми (параметр Feather). Масок на дорожке может быть несколько, однако все они разделяют параметры между собой. И конечно же, маска имеет такое свойство, как прозрачность (управляется ползунком Value). Подобные функции «составления» можно встретить в Sony Vegas и в Adobe After Effect, но увы – ими не может похвастаться даже Adobe Premiere Pro 2. Там для выполнения задач, решаемых масками, необходимо применять смекалку и множество дополнительных средств (подробнее можно посмотреть на страничке [6]).
И наконец, последнее важное окно – Resourсes. Здесь в тематичес ких папках доступны: эффекты видео, звуковые эффекты, переходы, клипы и материалы. Что за клипы и материалы такие? Клипы – это именованные фрагменты смонтированных кадров. Вы можете выде лить область на временной шкале и сохранить ее как клип, а потом повторно использовать. Вы также можете создать клип из фрагмента в окне Viewer. Клипы доступны в папке Clips окна Resourсes. Здесь же есть папка Media. Тут доступны все импортированные в проект данные – видео, звуки, картинки. Отсюда вы можете вызывать окно настроек для каждого эле мента (контекстное меню, пункт Info). Это не просто информационное окно. В Info можно сменить частоту кадров, задать детали интерлей синга и многое другое. Вместе с тем, окно Media – самое слабое место Cinelerra, огромный ее минус. Дело в том, что импортированные материалы нельзя упо рядочивать по виртуальным папкам. И если в проект импортировано несколько тысяч файлов, то все они будут в одной куче. Конечно же, они доступны, но как много времени придется потратить, чтобы найти нужный файл? Как работать с Cinelerra?По умолчанию, Cinelerra запускается с пустым проектом. Настройки проекта (параметры видео и звука) доступны в окне Settings > Format и могут быть изменены в любое время, даже когда в проекте уже смон тированы какие-то материалы. Импорт материалов и открытие проекта осуществляется одним и тем же пунктом меню File > Load. Файл проек та Cinelerra имеет расширение XML, что ясно указывает на его природу. В окне открытия файлов есть список Insertion Strategy, в котором мож но выбрать, как Cinelerra поступит с открываемым файлом. Я советую выбрать пункт Create new resources only. С ним проекты будут загру жаться как обычно, а вот видео и звуковые данные будут помещаться в виртуальную папку Media, не располагаясь при этом автоматически на временной шкале. В большинстве случаев, последнее лучше делать вручную. Временная шкала содержит в себе дорожки. Слева на дорожке находится область управления. На ней есть кнопки, и о назначении наиболее часто используемых из них я сейчас расскажу. Параметры дорожки:
Если эта кнопка выключена, зритель дорожку не увидит.
будут принимать участие в операциях монтирования. Если вы, напри мер, выделяете на шкале фрагмент видео, то будут выделены данные только с тех дорожек, для которых включена кнопка Arm track.
вый кадр фрагмента, если включена, то при изменении рабочего мас штаба Cinelerra будет стараться отобразить как можно больше кадров, составляющих фрагмент. Справа от этих кнопок находится треугольник, нажав на который, вы увидите дополнительные свойства дорожки. Это ползунок про зрачности, а под ним – способ наложения текущей дорожки на ту, что находится ниже. Как размещать материалы на дорожке? В простейшем случае – перетаскиванием из папки Media. В той же папке можно вызвать кон текстное меню и выбрать в нем команду Paste. При вставке (Paste) объект вставляется в первую дорожку, на кото рой включена кнопка Arm. Однако, в какое место? В текущей позиции курсора, если термин «курсор» применим к узкой полоске, которую можно перемещать, щелкая в области «метража» на временной шкале. Однако, в случае с перетаскиванием объекта из папки Media или Clip, объект будет помещен туда, где вы его отпустите. Дальнейшее свобод ное перемещение объекта на дорожке реализовано довольно странно. В прежних версиях Cinelerra вообще не было возможности перемещать фрагменты мышью в произвольное место на дорожке. Можно было лишь подгонять одни фрагмент к другому, да менять их местами. Чтобы выполнить монтаж, в котором фрагмент находился бы точно в нужном месте, надо было выделить определенный «кусок» дорожки и удалить его (если требовалось сдвинуть объект влево) либо добавить пустое место (чтобы сдвинуть вправо). Это выполняется пунктами меню Edit > Clear и Paste Silence, либо клавишами Delete и Shift+Space. В community-версии Cinelerra был патч, позволяющий перемещать объекты свободно. На самом деле этот патч действовал точно так, как описано выше, только скрывал всю эту возню от пользователя. И вот в «официальной» версия появилась сходная возможность, однако на деле старый способ более надежен, поскольку новый позволяет пере носить объекты весьма неточно. Применение эффектовЧтобы «навесить» эффект на расположенный на дорожке объект, надо перетащить на него эффект из папки Effect (окно Resources). Если вам нужно, чтобы один и тот же эффект длился более, чем длина объекта, вы можете заранее задать для него границы. Делается это с помощью выделения. Выделить область можно двумя способами. Первый – это исполь зование маркеров In и Out. Ставятся они клавишами [], либо с помо щью кнопок на панели инструментов. и Другой способ зависит от текущего режима редактирования. В Cinelerra есть два таких режима. Один называется Drag and drop, а другой – Cut and paste. В последнем случае вы можете выделять данные на дорожках мышью. В режиме Drag and drop выделенной областю считается все, что заключено между маркерами In и Out. И если в режиме Drag and drop вы скопируете на дорожке данные и хотите их вставить куда-либо, то новое место вставки надо тоже отметить этими маркерами. Здесь я описал только самые базовые приемы работы с програм- мой – объем статьи не позволяет мне коснуться деталей. За бортом остались некоторые важные темы, например автоматизация. Но их подробно освещает документация к Cinelerra. ЗаключениеОбласть применения Cinelerra трудно ограничить. У меня нет сомнений, что Cinelerra технически пригодна для монтажа полнометражных фильмов, но отсутствие нормального интерфейса в области представ ления импортированных данных (нельзя создавать виртуальные папки, в которых удобно тематически размещать материалы) делает работу над полнометражным кино затруднительной настолько, что мало кто на это решится. Движок у Cinelerra очень мощный, но к нему приделан пока сравнительно сла бый интерфейс пользователя, и это меша ет использовать программу в больших монтажных проектах. Однако, при мон таже сравнительно небольшого коли чества элементов, Cinelerra окажется на высоте. Вы можете монтировать в ней короткометражное кино, видеок липы и рекламные ролики. Cinelerra – именно профессиональное ПО и у него большое будущее.
Источник: wiki.linuxformat.ru | |
| |
Просмотров: 2150 | |
Всего комментариев: 0 | |